Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность настоящего исследования состоит в том, что сегодня в наш век информационного общества, которое пытается, свои религиозные истоки все больший интерес просыпается по отношению к личности царя – реформатора Петра I. С его именем связана первая эпоха глобального преобразования коренного российского общества.
Сегодня до сих пор не утихают споры о гениальности или преступности Петра I. Для миллионов людей Петр I – это реформатор, который обновил и перевернул общественно-политическое и религиозное устройство империи.
Петр I стал императором, который ввел государственное управление церковью. Впервые в истории страны церковь была поставлена в помощь государству. Все служители церкви должны были выполнять свои обязанности
Кроме этого появился представитель императора по духовным вопросам – это обер-прокурор Синода. Синод – это орган государственного управления церковью.
С другой стороны оставались люди, которые не могли простить Петру I его реформирования церкви. Они уверяли, что реформирование привело к расколу в церкви и появлению отдельных религиозных ветвей таких как раскольники, старообрядцы и многие другие.
В короткое время сократилось количество вновь открываемых храмов, церквей и т.д. На самом деле Петр I хотел превратить церкви в центры не только культуры, но и образования. Священник должен был стать педагогом, который должен был учить прихожан и всех желающих.
С другой стороны государство ограничило возможности церкви к самоуправлению и распоряжению своим имуществом. Вместо этого государство направило своих чиновников, экспертов, что бы они управляли церковью и ее имуществом.
Цель исследования – выявить особенности духовного регламента 1721 года.
Объект исследования – духовный регламент.
Предмет исследования – особенности духовного регламента.
Задачи исследования:
1. Дать характеристику религиозному вопросу в то время .
2. Дать характеристику правовому регулированию жизни церкви.
3. Дать характеристику регламенту и его особенностям.
4. Выявить особенности последствий принятия регламента.
5. Сделать выводы по итогам исследования.
1. Анализ аспектов управления церковью до введения регламента
1.1. Особенности реформы русской православной церкви проведенной Петром I
25 января (5 февраля по новому стилю) 1721 года был высочайше утвержден уникальный документ, получивший название «Духовный регламент», или «Устав духовной коллегии». Им было объявлено о начале новой эпохи, вошедшей в историю Русской православной церкви как синодальный период. Лишь в советское время РПЦ вновь обрела патриаршество, споры же вокруг двух веков «коллективного управления» не утихают по сей день, и, видимо, не закончатся никогда.
Как ни парадоксально, но документ, на два столетия определивший судьбу русской церкви, не по чину редко становился предметом дискуссий и исследования. В Российской империи XVIII — первой половины XIX века деяния Петра Великого воспринимались исключительно положительно и даже восторженно, что, естественно, не способствовало их научному обсуждению. Светские ученые эту тему подробно не рассматривали, церковные мыслители тоже не стремились анализировать существующий порядок, возможно, из соображений безопасности — как бы не стало хуже.
Власть продолжала стратегию первого императора, порой даже усиливая контроль за церковью, — достаточно вспомнить секуляризацию монастырских земель при Екатерине II. Лишь к середине XIX столетия с распространением в русском обществе славянофильства наметились некоторые перемены в отношении, как православной идентичности, так и преобразований Петра в сфере религии. Достоевский уже не стеснялся говорить, что «с Петра Великого церковь у нас в параличе», а в определенных кругах пошли разговоры о возможном восстановлении патриаршества [1, 6].
Советская пропаганда трактовала реформы Петра в религиозной сфере как передовые и прогрессивные. Удачно подвернулись и слова Маркса о том, что «Петр Великий варварством победил русское варварство» (ПСС, том 16, стр. 30), которые кочевали из одного учебника в другой.
Дискуссии в подобных случаях считались неуместными, поэтому в официальной советской науке их толком не возникало. И лишь в зарубежной, эмигрантской среде тема петровской церковной реформации, её каноничности и возможных альтернатив нашла некоторое отражение, например, в трудах протоиерея Георгия Флоровского. Впрочем, в отрыве от архивных источников эти исследования носили скорее философский характер.
По большому счету и сейчас тема петровских преобразований в религиозной сфере остается своего рода terra incognita для теологов и историков. Поэтому неудивительно, что в отношении нее существуют совершенно полярные точки зрения — от полного одобрения до абсолютного неприятия.
Причин для столь разнообразных оценок множество. В первую очередь они зависят от позиции, с которой рассматривается принятый 25 января 1721 года «Духовный регламент» — со стороны церкви, государства или частного лица.
Кроме того, невозможно оценить документ вне исторического контекста, а тут возможны разные подходы. Например, если воспринимать события в России как часть общеевропейской тенденции во взаимоотношениях церкви с государством, то мы увидим, что ничего сверхъестественного при Петре не случилось — в XVI–XVII веках подобное происходило во многих странах Старого Света [2, 9].
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Андреев А. И. Пётр I в Англии в 1698 г. // Пётр Великий. Сборник статей под ред. А. И. Андреева. М.—Л., 1947.
2. Андроник (Трубачев), игум. Канонизация святых в Русской Православной Церкви // Православная энциклопедия. М., 2012. Т. 30.
3. БаггерХанс. Реформы Петра Великого: обзор исследований / Х. Баггер; пер. с дат. В. Е. Возгрина; вступ. ст. и общ. ред. В. И. Буганова. — Москва: Прогресс, 1985. — 199 с. –Библиогр.: с. 158–180. — Указ имен с. 195–198.
4. Берхгольц Ф.— В. Дневник каммер-юнкера Берхгольца, ведённый им в России в царствование Петра Великого, с 1721-го по 1725 год. Часть вторая. 1722 год. М., 1858.
5. Богословский М. М. Петр Великий и его реформа / М. М. Богословский. — М.:КООП. Изд-во, 1920. — 117 С.
6. Верховской П. В. Учреждение духовной Коллегии и духовный регламент. К вопросу об отношении церкви и государства в России. Ростов н/Д., 1916, т. I-II., с 27–28
7. Верховской П. В. Учреждение Духовной Коллегии и Духовный Регламент. К вопросу об отношении церкви и государства в России. Исследования в области русского церковного права. Т. I—II. Ростов на Дону, 1916. Т. I: Исследования. Т. II: Материалы.
8. Голубинский Е. Е. О реформе в быте русской церкви. М., 1913, с. 69
9. Духовный Регламент / Сост. Феофан Прокопович / 11-е изд-во. — М.: Синодальная типография., 1802. — 255 с.
10. Живов В. Протест митрополита Стефана Яворского против учреждения Синода и его цер-ковно-политические позиции // Живов В. Из церковной истории времён Петра Великого: Исследования и материалы. М., 2004.
11. История России: В 2 т. Т. 1: С древнейших времен до конца XVIII века / Под редакцией А. Н. Сахарова. — М.: ООО «Издательство АСТ»: ЗАО НПП «Ермак»: ООО «Издательство Астрель», 2003. — 943 с
12. Карташев А. В. Собрание сочинений в 2 Т. Т 2. Очерки по истории русской церкви / А. В. Карташев. — М.: ТЕРРА, 1992. — 569 с.
13. Морозов П. О. Феофан Прокопович как писатель: Очерки из истории русской литературы в эпоху преобразований. СПб., 1880.
14. Никольский Н. М. Церковная реформа Петра. — В кн.: Три века, с.197
15. Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего Правительствующего Синода. СПб., 1879. Т. 2. Ч. 1.
16. Пекарский П. П. Наука и литература в России при Петре Великом. Т. I: Введение в историю просвещения в России XVIII столетия. СПб., 1862.
17. Полное собрание законов Российской империи с 1649 года. Собрание первое. СПб. 1830. Т. V (1713-1719 гг.), т. VI (1720-1722 гг.), т. VII (1723-1727 гг.).
18. Полянцева, А. В. Церковная реформа Петра Великого / А. В. Полянцева. — Текст : непосредственный // Актуальные проблемы права : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 20-23. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/179/9075/ (дата обращения: 05.03.2022)
19. Послание святого апостола Павла к римлянам. Рим 13:1–7. Библия / Книги священного писания Ветхого и Нового Завета / в русском переводе с параллельными местами
20. Поснов М. Э. История христианской церкви: (до разделения церквей 1054 г.) / М. Э. Поснов. — М.:Высш. Шк., 2005. — 648 с. — (Классика философской мысли). Стр. 291
21. Радышевский М. О житии еретика Феофана Прокоповича, архиепископа Новгородского // Чтения Императорского Общества Истории и Древностей Российских. 1862. Кн. 1 (Дело о Феофане Прокоповиче).
22. Рассказов Л. П. Теория государства и права. Четвертое издание. М.:РИОР: ИНФРА-М.: 2013. — С. 22.
23. РГАДА. Ф. VII (Гос. Архива). № 770. Ч. 4 (Дело о статском советнике Михаиле Аврамове, возвращённом из ссылки и потом вновь суждённом за представление императрице Елисавете проектов о гражданском и духовном управлениях).
24. Смолич И. К. История русской церкви — М.: изд-во Спасо-Преображ. Валаам. Монастыря кн.8, ч. 2: Смолич И. К. 1700–1917/ И. К. Смолич. — 1977. — 798 с.: Ил
25. Соловьев С. М. История России с древнейших времен. М., 1962, кн. VII, с 180, 439–450
26. Феофан Прокопович. Духовный Регламент // Феофан Прокопович. Избранные труды / Составитель, автор вступ. статьи и комментариев И. В. Курукин. М., 2010.
27. Чистович И. А. Феофан Прокопович и его время. СПб., 1868.